Армении нужны гарантии участия в региональных проектах

06.10.2009 15:00
Армении нужны гарантии участия в региональных проектах

Эксклюзивное интервью заместителя директора Института экономики РАН Светланы Глинкиной агентству «АРКА»

«АРКА» - Светлана Павловна, есть ли какие-то общие рецепты по наиболее оптимальному выходу из кризисной ситуации для стран с экономикой, похожей на армянскую по структуре и особенностям?

С.Глинкина – В принципе, та модель выхода из кризиса, которая предложена в Армении, а именно – опора на мелкий бизнес – очень неплохая. Только я не понимаю, как мелкому бизнесу разворачиваться под 18%. В целом, это очень правильно, поскольку это – рабочие места, решение социальных проблем, перспективы возрождения ремесел и национального производства. Страны Центральной и Восточной Европы начала 90-ых годов, в частности, поляки продемонстрировали очень серьезный прорыв, создав благоприятные условия для малого бизнеса. За три года страна одной из первых перешла к очень активным темпам экономического роста именно за счет этого. Таким образом, направление правильное, но 18% - это удушение, здесь нужно серьезно работать.

В смысле потребительского спроса может помочь сотрудничество в рамках СНГ. Договоренности на уровне министров финансов включают, кроме прочих аспект, содействие странам, находящимся с социальной точки зрения в наиболее тяжелом положении. Поэтому можно было бы сейчас попытаться найти какие-то средства в СНГ на поддержку своего населения для того, чтобы увеличить потребительский спрос. Внутренний спрос, как известно, можно наращивать двумя путями – либо поддерживая благосостояние населения, либо увеличивая инвестиционный спрос.

Я понимаю, что в России растет безработица, но она структурно и территориально очень неоднородная, и было бы очень правильно, если бы Россия и Армения подумали о возможности использования армянской рабочей силы и впредь, только на тех территориях, где есть в этом нехватка. С одной стороны, мы очень многих людей приглашаем, а с другой – немного сделано для того, чтобы они могли достойно существовать. Я лично сталкивалась с бригадой армянина-строителя, который сначала ужасно бедствовал, потом поднялся и смог организоваться, а сейчас использует и другую рабочую силу.

Однако сейчас, в условиях кризиса, мы должны думать и о своих, более широких задачах. Если Россия собирается формировать евразийский центр силы и притяжения, она не должна быть эгоистично настроенной и считать только своих безработных, отталкивая тех, кто может эффективно работать. Так что, здесь есть поле для разговора.

«АРКА» - Армянские власти делают сейчас акцент на поддержку и развитие экспортооринетированных отраслей. Как Вы оцениваете эффективность подобного развития?

С.Глинкина – Это очень опасная вещь. Такие экспортоориентированные страны, как государства Центральной и Восточной Европы, которые за счет привлечения иностранного капитала создавали ориентированные на внешний рынок отрасли, оказались в очень тяжелом положении. Китай теперь делает ставку на внутреннее потребление, потому что понимает, что ситуация в мире очень нестабильная, и кризис все-таки еще не завершен, и разговоры о второй волне кризиса небезосновательны.

Финансовые системы и США, и Евросоюза достаточно уязвимы. Одной из причин кризиса является сильный отрыв финансовой системы от реального сектора экономики. Если она не восстановит связь с реальным сектором, то будет все также уязвимой и останется потенциальным источником кризисов. Поэтому, когда финансовая система действительно восстановит отношения с реальным сектором экономики и начнет его финансировать, причем не под 18%, а так, чтобы люди могли встать на ноги, организовать производство, найти рынки сбыта и получить прибыль, а, следовательно, возвращать проценты, вот тогда можно будет говорить, что мы вышли из кризиса.

На сегодня российской банковской системе дали деньги, и она не рухнула, в чем большая заслуга правительства. Однако следует посмотреть, работает ли банковская система как банковское учреждение и дает ли она деньги на реализацию реальных проектов. Если этого нет, то тогда это просто спасение группы товарищей, которые работают в этой сфере, а вовсе не спасение кровеносной системы, которая должна нормально работать в рамках экономического механизма.

«АРКА» - С учетом активизации процесса налаживания армяно-турецких отношений, каковы, на Ваш взгляд, будут экономические итоги открытия армяно-турецкой границы как для Армении и Турции, так и для региона в целом?

С.Глинкина –Совершенно очевидно, что с точки зрения снятия изоляции и выхода на европейские рынки, для Армении, конечно, выгодно задействование тех транспортных путей, которые сейчас для нее закрыты. С точки зрения усиления конкуренции для армянской экономики и промышленности – это, конечно же, большой шок. Если рядом с человеком, который перенес инфаркт, построить тренажерный зал, где он мог бы заниматься спортом – с одной стороны, это хорошая возможность. Однако нужно думать о том, можно ли ему по медицинским показателям это делать.

Это открытие нужно было бы увязать с моделью того, что будет происходить на Южном Кавказе. Если это все укладывается в рамки создания общей стратегии и инфраструктуры, тогда этот шок будет существенно сглажен, можно было бы также увязать какие-то переговоры и совместные проекты по схеме Армения-Турция-Россия. В принципе, концепция красивая: давайте освободим Армению от существующих блокираторов, и она станет участницей региональных проектов. Однако сначала это надо гарантировать, и если это есть, тогда на этот шаг, вероятно, надо идти. А если нет – то в варианте «один на один с Турцией» есть, конечно, много проблем.

«АРКА» - Каких?

С.Глинкина – Конкуренция продукции. Индустриализация Турции все 90-ые годы шла очень активно, темпы экономического роста также активные. Это нарождающаяся региональная держава, привыкшая торговать, причем своим национальным продуктом, а также при дешевой рабочей силе, и в то же время, при очень большой помощи Евросоюза. Турки хотят стать членами Евросоюза. По большому счету, то, что можно было получить от ЕС, они уже получили и используют - у них действует европейская инфраструктура.

Так что, участники этих отношений находятся не в равных условиях. Я бы на месте армянской стороны попыталась добиться договоренностей о гарантиях участия в региональных проектах и заручилась бы поддержкой именно России как некоей мягкой силы, которая могла бы эти шоки на какое-то время смягчить. В том числе можно использовать Стабилизационный фонд ЕврАзЭС. Сейчас уже можно будет подавать туда заявки и, следовательно, было бы очень неплохо проговорить со всеми участниками то, какие шоки могут быть, для каких отраслей и как можно было бы через этот фонд их снять.

Это был бы такой многовекторный эффект. Во-первых, Армения бы поняла, что она не только член ОДКБ, но и реальный игрок на этом экономическом пространстве. И это можно было бы пропиарить, что и для России, на мой взгляд, было бы очень выгодно. С другой стороны, это действительно решение возможных экономических и социальных проблем.

Наверное, изоляция Армении будет снижаться. Я не знаю, пойдет ваша элита на открытие границ с Турцией или нет. Но если предположить, что это произойдет, то тем более было бы здорово, если бы на территории Армении была бы подготовлена современная инфраструктура, которая позволила бы воспользоваться имеющимся у Армении географическим преимуществом для того чтобы стать транзитным коридором.

«АРКА» - А о какой именно инфраструктуре идет речь?

С.Глинкина – Это может быть строительство как железных, так и автомобильных дорог. Почему бы в проекте ТРАСЕКА, в котором задействована Армения, не участвовать также и России. Поскольку, чем больше здесь будет готовой инфраструктуры, тем больше будет давление международного сообщества на третьих участников в пользу снятия изоляции Армении.--0--


Читайте новости первыми и обсуждайте их — в нашем Telegram


Метки: Новости Армении АМИ Новости-Армения

Related Posts
No Related Post