31.03.2021 14:40
ЕРЕВАН, 31 марта. /АРКА/. Всемирный банк прогнозирует, что экономика Армении в 2020 году сократится на 7,6% в 2020 году, в 2021 году ожидается рост на 3,4%, а в 2022 году – на 4,3%. Об этом говорится в опубликованном ВБ докладе «Экономические развития региона Европы и Центральной Азии, Весна, 2021» (Europe and Central Asia Economic Update, Spring 2021).
При этом в опубликованном в начале января текущего года докладе «Перспективы мировой экономики» (Global Economic Prospects) Всемирный банк прогнозировал спад экономики Армении на 8% в 2020 году, и рост на 3,1% и 4,5% в 2021 и 2022 гг., соответственно.
Ключевые условия и проблемы
До пандемии коронавируса Армения постепенно улучшала свою бизнес-среду и создавала репутацию разумного экономического управления, подкрепленного надежным фискальным правилом, основами денежно-кредитной политики с таргетингом на инфляцию и улучшением надзора за финансовым сектором. Официальные органы запустили амбициозную программу реформ, направленную на усиление управления в 2018 году. Экономический рост был высоким, в среднем 6,4% в 2018 и 2019 годах.
Несмотря на прогресс реформ в Армении, структурные проблемы не позволяют стране полностью реализовать свой потенциал. К ним относятся пробелы в управлении, такие как незавершенная судебная реформа, слабая связь (приводящая к ограниченной торговой интеграции и недиверсифицированным моделям торговли), старение населения и рынок труда, характеризующийся высоким уровнем безработицы, повсеместным несоответствием навыков. Эти вызовы усугубляет напряженная геополитическая ситуация.
«Прогресс Армении в 2020 году был подорван двумя потрясениями: худшей военной конфронтацией с Азербайджаном с 1994 года и пандемией коронавируса. В Армении произошла серьезная вспышка COVID-19, и она заняла 27-е место в мире по зарегистрированным случаям на миллион населения. Между тем конфликт страны с Азербайджаном резко обострился в сентябре 2020 года. Хотя прекращение огня 10 ноября положило конец боевым действиям, с тех пор Армения вступила в период повышенной внутриполитической нестабильности», - отмечается в докладе.
Текущие развития
«В 2020 году реальный ВВП сократился на 7,6%. Больше всего пострадали услуги, в частности, торговля и гостиничный сектор, сократившись на 10%. Отражая структурные проблемы, производство сельскохозяйственной продукции сократилось пятый год подряд (на 4%). Что касается спроса, то частное потребление и инвестиции упали, в то время как сдерживающее воздействие чистого экспорта уменьшилось, поскольку сокращение импорта опережало сокращение экспорта», - говорится в докладе.
Влияние пандемии на уязвимые домохозяйства, которое было серьезным, было лишь частично смягчено правительственными мерами по борьбе с COVID-19 (по оценкам, 3,5% ВВП, включая поддержку бизнеса через банковский сектор). Уровень бедности (измеренный на уровне черты бедности в экономике со средним уровнем дохода), по оценкам, подскочил до более чем 51% в 2020 году, т.е. на 7 п.п. Уровень безработицы вырос на 1 п.п. в годовом исчислении, достигнув 18,1% к концу сентября 2020 года. В некоторой степени эффективные меры по смягчению, реализованные правительством, и относительно короткий срок ограничений, связанных с пандемией, предотвратили еще больший рост безработицы.
Дефицит бюджета резко увеличился до 5,1% ВВП в 2020 году (с 0,8% ВВП в 2019 году) из-за увеличения расходов, связанных с мерами правительства по борьбе с пандемией, более высокими военными расходами и сокращением налоговых поступлений. Дефицит финансировался за счет сокращения депозитов и увеличения государственных заимствований, что побудило Армению применить оговорку об освобождении от финансового правила, поскольку государственный долг превысил установленный законом уровень в 60% ВВП.
Инфляция оставалась низкой на протяжении большей части 2020 года, отражая слабый совокупный спрос. Однако ценовое давление усилилось в декабре и достигло 5,3% в феврале 2021 года, что побудило Центральный банк Армении (ЦБА) повысить свою ставку рефинансирования (нынешний уровень – 5,5% - ред.). Недавний всплеск инфляции был вызван повышением мировых цен на продовольствие и переносом обесценения обменного курса.
Дефицит текущего счета сократился в 2020 году, поскольку сжатие импорта и более высокие официальные гранты компенсировали резкое снижение экспортных поступлений и более слабые денежные переводы. ПИИ еще больше сократились по сравнению с низкой базой, но более высокие внешние заимствования государственного сектора увеличили валютные резервы (что обеспечило 4,7 месяца покрытия импорта на конец 2020 года). Выпуск еврооблигаций на 750 миллионов долларов в начале 2021 года еще больше увеличил внешние буферные резервы. ЦБА вмешался, чтобы сгладить волатильность драма, которая оказалась под давлением в конце 2020 года из-за политической нестабильности после того, как оставалась относительно стабильной в течение большей части года.
Перспективы
Прогнозируется, что рост ВВП частично восстановится в 2021 году (до 3,4%) и более ощутимо в 2022 году (4,3%). Восстановление будет медленным; экономика вряд ли до 2023 года вернется к уровню производства до COVID.
«В базовом сценарии предполагается, что власти не будут вводить дополнительные блокировки и ограничения в 2021 году. Хотя темпы вакцинации будут постепенно расти, власти не рассчитывают вакцинировать значительную часть населения до 2022 года. Базовый сценарий также предполагает улучшение политической стабильности», - говорится в докладе.
Ожидается, что частное потребление и сектор услуг будут постепенно восстанавливаться. Частные инвестиции, вероятно, останутся на низком уровне, что отражает слабое доверие инвесторов. Высокие расходы в постконфликтный период и амбициозные планы государственных инвестиций, хотя и сдерживаемые проблемами исполнения, будут поддерживать высокий бюджетный дефицит и в среднесрочной перспективе увеличивать отношение долга к ВВП выше 70%.
По прогнозам, средняя инфляция в 2021 году останется близкой к целевому показателю ЦБА в размере 4%, но может вырасти, если мировые цены на продовольствие и топливо продолжат неожиданно расти. Прогнозируется, что дефицит текущего счета останется на уровне около 5–6% ВВП в 2021–23 годах, поскольку восстановление спроса стимулирует рост импорта, а восстановление мировой экономики стимулирует экспорт и денежные переводы. Ожидается, что приток прямых иностранных инвестиций останется низким, но государственные заимствования сохранят резервы на комфортном уровне в среднесрочной перспективе.
По оценкам, вспышка COVID-19 оказала разрушительное воздействие на уязвимые домохозяйства. Согласно прогнозам, 48% населения останутся ниже черты бедности в размере 5,5 долларов США по паритету покупательной способности 2011 года в 2021 году из-за потери доходов, лишь немного снизившись с 51% в 2020 году.
«Риски для прогнозов в значительной степени имеют отрицательный вес. К ним относятся неопределенность в отношении прогресса в сдерживании пандемии и темпов вакцинации, слабое восстановление экономики в ключевых торговых партнерах, таких как Российская Федерация, геополитическая нестабильность и повышенная политическая неопределенность», - резюмируется в докладе.
О макроэкономических прогнозах
Экономический рост в госбюджете на 2021 год предусмотрен в размере 3,2%, а инфляция заложена на уровне 4% (±1,5%).
Центральный банк Армении пересмотрел прогноз по экономическому росту на 2021 год в сторону понижения - с прежних 2% до 1,4%. При этом регулятор ожидает, что правительство в этом году будет более продуктивно осуществлять запланированные капитальные расходы, что позволит экономике восстанавливаться более быстрыми темпами, чем ожидалось.
Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings прогнозирует восстановление роста реального ВВП Армении до 3,2% в 2021 году и до 4% в 2022 году
МВФ прогнозирует спад ВВП Армении на 7,25% по итогам 2020 года, а в 2021 год ожидает рост этого показателя на уровне 1%. -0-
Читайте новости первыми и обсуждайте их — в нашем Telegram
Метки: