Региональный директор Symbiotics – об инвестициях в Армении, ведении бизнеса, барьерах и перспективах (ИНТЕРВЬЮ)

07.12.2022 11:11
no photo

ЕРЕВАН, 31 октября. /АРКА/. С 2008 года в Армении ведёт деятельность компания Symbiotics – ведущий посредник для доступа импакт-инвесторов к рынкам с развивающейся экономикой. Региональный директор компании Александр Фандо рассказал в эксклюзивном интервью агентству «АРКА» о недавно открытом в Армении региональном офисе, об инвестициях, инструментах ведения бизнеса, а также о рисках и геополитических перспективах.

«АРКА» - Г-н Фандо, расскажите о компании Symbiotics, географии присутствия, клиентах.

А.Ф. – Symbiotics – группа компаний. Я работаю в Symbiotics Investments – это швейцарская частная инвестиционная компания с офисами в 9 странах, с лицензиями от швейцарского, английского, французского и голландского регуляторов. На данный момент активы под управлением составляют около 3 млрд. долларов. Мы работаем в более чем 80 развивающихся и развитых странах. Мы себя позиционируем как социально ответственный игрок – платформа, которая предоставляет доступ инвесторам для финансирования в развивающиеся страны в целях развития реального сектора экономики, создания рабочих мест, в основном, развития микро, малого и среднего бизнеса.

«АРКА» - Какова схема финансирования?

А.Ф. –Мы не банк, мы являемся посредником с ноу-хау. С одной стороны – это привлечение ресурсов в Западной Европе, создание инвестиционных фондов – юридическое сопровождение всех типов клиентов-инвесторов для регистрации фондов в Люксембурге. С другой стороны – это экспертный анализ отдельно взятых рынков, идентификация на них финансовых организаций, которые подходят нам по сумме критериев. Мы оцениваем репутационные и политические риски, бизнес-модель компании с точки зрения воздействия на местное население, клиентов и своих сотрудников.

Symbiotics работает на рынках, где, в основном, мало доступной детальной информации о финансовой деятельности местных организаций. В этом контексте, мы действуем как рейтинговое агентство: у нас есть собственная in-house методология оценки кредитного риска и так же рейтинг экологического, социального и корпоративного управления (ESG). Посещаем компанию, готовим отчеты, договариваемся об условиях финансирования и предоставляем всю информацию менеджерам фондов, которые привлекли наши коллеги.

«АРКА» - Как и почему возникла идея прихода в Армению?

А.Ф. - В регионе Южного Кавказа и Центральной Азии мы работаем почти с основания компании: первые поездки были в 2007 году. Первая сделка в Армении была осуществлена в 2008 году – мы начинали с 1 млн. долларов. Это была «Финка Армения»: мы тогда больше работали с небанковскими кредитными организациями.

До 2021 года регионом занимались эксперты, которые находились в Женеве. В СНГ у нас не было регионального офиса, в то время, как в других регионах уже существовали филиалы в Латинской Америке, в субэкваториальной Африке, в Юго-Восточной Азии. Руководство предложило мне открыть филиал. И это был, скорее, личный выбор – открыть именно в Армении, при том, что большая часть компаний, работающих в этой сфере, выбирали Грузию. В итоге мы не жалеем, что наш выбор пал на Армению. На сегодняшний день в ереванском офисе 2 человека прикомандированы из Женевы, уже есть 3 местных сотрудника. Мы планируем постепенно расширять команду и дальше.

Новой главой после открытия нашего офиса стал первый после локдауна в Европе визит в сентябре крупных инвесторов из шведской банковской группы SEB в Армению, а затем в Узбекистан. Очень важен также приезд исполняющего директора Symbiotics Investments Ивана Рено в Ереван и празднование в октябре годовщины филиала, где, кроме наших партнёров и друзей из Армении, присутствовали министр экономики Ваан Керобян, представители Центрального банка, Союза банков Армении, посольства Швейцарии, инвестиционных компаний из Женевы, Вены и Тбилиси.

«АРКА» - Каков объем инвестиций компании Symbiotics в Армении, в частности, в сравнении со странами региона и мира?

А.Ф. – Мы начали с 1 млн. долларов. В довольно тяжелый период регионального кризиса 2015-16 гг. Армения, как и Грузия, оставалась привлекательной, и портфель постепенно рос. У нас не было большого спада, и к 2020 году здесь уже были очень приличные объемы инвестиций. В сумме, у нас 10 исторических партнеров в Армении, сейчас активных 7. 2021 год был для нас рекордным - мы предоставили еще 63 млн. долларов только в Армении. В результате, на данный момент кредитный портфель у нас составляет около 120 млн. долларов, самый высокий объём за последние 15 лет, и Армения входит в пятёрку крупнейших стран по активным кредитам Symbiotics в мире.

Наша компания является крупнейшим частным инвестором в финансовый сектор – как Армении, так и других стран региона. Только в Армении с 2008 года мы предоставили нашим партнёрам около 300 млн. долларов. Наша фишка заключается в том, что с 2011 года мы стали предоставлять займы в местной валюте при том, что мы не хеджируемся, наши фонды берут валютный риск на себя. Часть наших клиентов - будучи социально ответственными игроками - решили не перекладывать валютный риск на местных партнёров, и, соответственно, конечных заемщиков. И на данный момент около половины из 120 млн. долларов активного портфеля в Армении – это ресурсы в драмах.

«АРКА» - Каков суммарный портфель компании в регионе?

А.Ф. – Если брать весь регион, то офис в Ереване курирует портфель в приблизительно 450 млн. долларов, т.е. на 6 стран региона приходится более 15% нашей глобальной деятельности. Это очень серьезное достижение. Нашими клиентами здесь являются крупнейшие банки и давно работающие социально ответственные кредитные организации.

«АРКА» - Какие средства планируется привлечь до конца года в Армении?

А.Ф. – В этом году новые инвестиции были не очень большие – 8,5 млн. долларов. Мы выдаем долгосрочные кредиты, и они будут погашаться постепенно. Обсуждается несколько новых интересных сделок. Как правило, многие транзакции конкретизируются в четвертом квартале. В настоящее время идут обсуждения с действующими партнерами о предоставлении дополнительных средств.

«АРКА» - А каковы средние условия предоставления кредитов для банков?

А.Ф. – Так как мы социально ответственный инвестор, мы стараемся минимизировать стоимость ресурсов. В этом году ставки подросли из-за ситуации в мире, и стало сложнее договориваться с местными финансовыми организациями. Наша средняя ставка по драмовым ресурсам составляет 10-12% годовых, сроком в среднем на 3 года. Были также уникальные случаи, когда мы предоставили средства более чем на 10 лет. В этом году было очень мало сделок в долларах, примерно вдвое дешевле чем в драмах. Но сейчас уже по этой ставке наши фонды не согласны были бы финансировать, так как Федрезерв США ужесточил свою монетарную политику и повысил ставки. На самом деле, доллар сейчас особо не интересует наших партнеров здесь т.к. стоимость твердой валюты на местном рынке ниже той, по которой иностранные инвесторы готовы предоставлять средства.

«АРКА» - Какие инструменты импакт-инвестирования наиболее эффективны и популярны для армянского рынка?

А.Ф. – Для местных игроков наиболее привлекательны облигации, поскольку по ним нет подоходного налога. Также здесь мобильные вкладчики, они очень активно реагируют на изменение ставок по депозитам в том или ином банке. Иностранные инвесторы имеют свои собственные инструменты для предоставления ресурсов – это либо прямые кредитные соглашения, либо выпускаемые нами облигации, в том числе, «зеленые», либо гибридные – социальные и «зеленые».

В прошлом году – как пример – мы смогли предоставить Араратбанку 14,5 млн. долларов, полученные от размещения облигаций для устойчивого развития. Это был особый кейс, поскольку мы смогли привлечь Proparco, финансовое крыло Французского Агентства Развития, которое участвовало в этой сделке. У Symbiotics есть своя специальная платформа по выпуску облигаций в Лондоне. Компания работает с биржей Люксембурга, где мы можем размещать для инвесторов зеленые и социальные бонды для наших партнеров. Это тоже наше ноу-хау, что-то похожее есть в нескольких банках развития, но не у других частных инвесторов.

«АРКА» - Какие бы вы выделили плюсы и минусы ведения бизнеса в Армении для иностранных компаний?

А.Ф. – Мы открыли офис в октябре 2021 года. Коллега эксперт по рынку Армении, присоединилась в декабре того же года. Зарегистрировать филиал иностранной компании оказалось довольно легко. Хочу отметить отличное качество услуг, предоставляемых местными сервис-провайдерами, это юристы, бухгалтеры, банковское обслуживание. Наибольший барьер, который существует для прихода иностранных компаний в Армению, это то, что весь документооборот ведется на армянском языке. Это затрудняет работу, нужно найти специалистов, которые могут грамотно обслуживать документооборот. В остальном мы не столкнулись с какими-то серьезными препятствиями, когда регистрировали бизнес.

Минус и то, что наши партнеры в Армении должны отчислять подоходный налог на проценты, выплачиваемые инвесторaм, зарегистрированным в Люксембурге. Это ведет к удорожанию стоимости ресурсов для финансовых организаций и, соответственно, для населения и бизнеса. Отмечу, в Люксембурге находятся не только фонды Symbiotics, это большой хаб по регистрации инвестфондов. Та же Грузия или Узбекистан уже утвердили нулевую ставку по доходам, получаемым инвесторами из Люксембурга.

«АРКА» А не является ли минусом слабая развитость рынка ценных бумаг в Армении, и как в целом вы его оцениваете?

А.Ф. – Symbiotics и другие иностранные инвесторы давно присутствуют на этом рынке, поскольку, как и во многих других постсоветских странах, уровень корпоративного и пруденциального управления для финансовых организаций находится на очень приличном уровне. Все прозрачно и понятно, регулятор работает предсказуемо и открыто. Это комфортно для иностранных инвесторов. Рынок ценных бумаг, как таковой, есть. Возможно, он недостаточно активен, но это небольшое препятствие для таких компаний, как Symbiotics.

Я думаю, можно было бы доработать инструмент депозитных сертификатов и освободить их от налогов. Это позволило бы мобилизовать еще больше ресурсов на внутреннем рынке, популяризировать тему сбережений для населения, увеличить инвестиции местных компаний и, возможно, привлечь еще больше ресурсов в финансовый сектор. Депозитные сертификаты, в отличии от депозита, могут быть выпущены на любой срок, начиная с недели. Можно сказать, что это более гибкий инструмент для привлечения средств по сравнению со стандартным депозитным продуктом.

«АРКА» - Видите ли вы еще какие-либо инструменты, которые могли бы стимулировать активизацию рынка ценных бумаг, в том числе, на примере других стран?

А.Ф. – С подачи Центрального банка уже давно существует тенденция к дедолларизации финансового сектора, и для этого разработаны грамотные нормативы. Один крупный инвестиционный банк заключил своп-соглашение с ведущей компанией, управляющей пенсионными фондами для того, чтобы предоставлять больше ресурсов в армянских драмах. И мы также работаем в этом направлении, пытаемся понять, можно ли использовать потенциал пенсионных фондов, которые привлекают все свои активы в драмах, для того чтобы иностранные инвесторы могли представлять больше ресурсов в местной валюте. Но это сравнительно небольшой объем.

Сейчас есть другая проблема: драм слишком крепкий. Никто не мог ожидать таких, скорее, хороших последствий для республики, экономики страны. Но прогнозы крупнейших аналитических агентств по курсу на будущее сильно расходятся с тем, что происходит на межбанковском рынке Армении. И из-за этого трудно сойтись по ставкам, ожидаемых местными игроками, и формируемыми на основе реальных валютных сценариев.

«АРКА» - А насколько они разнятся?

А.Ф. – Ключевая ставка сейчас здесь 10.5%. Банки привлекают депозиты в драмах максимум под 10-11%. A только ожидания по девальвации на внешнем рынке составляют порядка 15-17%. То есть, если инвестор из Люксембурга, имеет на руках доллары и хочет заработать, скажем, 7% в год, ему придётся предоставить ресурсы в драмах как минимум, по ставке 22%. А местные банки должны будут платить дополнительно 10% от этой ставки в виде налога на доход нерезидентов.

«АРКА» - Какую реальную стоимость драма озвучивают сегодня валютные аналитики?

А.Ф. – Есть ожидания по будущему курсу. Если закладывать девальвацию на 1-2 года в хеджирование, это стоит процентов 17%. Это новые вводные данные. Подобные заявления были слышны и от Минфина, и от ЦБ. Да, большой приток релокантов, оказывается, поспособствовал существенному укреплению драма, в то время как инфляция не настолько сильно увеличилась. В основном, увеличилась стоимость аренды недвижимости. Но по другим сферам мы не ощущаем серьезного роста цен.

«АРКА» - А в целом, как вы можете оценить перспективу развития финансового сектора Армении в контексте релокации специалистов из-за рубежа?

А.Ф. – Вся суть в том, что эта огромная масса людей, которые приехали из России и Беларуси. Прибыли с рублями, долларами, фунтами и покупают местные услуги, товары за драмы. Они создают дополнительный спрос на армянскую валюту. Мы видим, что этот спрос длится уже очень долго.

Это позволяет нам убеждать некоторых инвесторов в том, что не нужно слушать прогнозы, некоторые из которых бывают пугающими. К примеру, Всемирный банк опубликовал прямо-таки шокирующий сценарий в марте, потому что там все было привязано к денежным переводам. Но в итоге, мы увидели, что ситуация оказалась совершенно другой, так как наряду с релокантами, которые привозят сюда приличные капиталы, есть также и армянские бизнесмены, которые экспатриируют свой капитал и бизнес из России сюда.

Кроме этого, на развитие экономики страны косвенно влияет то, что большое количество россиян, белорусов приезжают в Армению и соседние страны для открытия банковских карт и привозят сюда деньги для пополнения своих счетов. Это напрямую не будет способствовать развитию реального сектора экономики, но, тем не менее, это позволяет увеличивать прибыль банков.

«АРКА» - Какими вам видятся геополитические вызовы?

А.Ф. – Мы этот вопрос поднимали во время рассмотрения концепции регионального офиса. Идея насчет Еревана родилась в конце 2019 года. События 2020 года и пандемия с серьезными локдаунами в Европе, и война в Карабахе, конечно, же поставили на паузу этот проект. Тем не менее, мы убедились, что ситуация стабилизировалась.

Сейчас я смотрю с осторожным оптимизмом на геополитическую ситуацию. Я считаю, что нормализация отношений между странами в регионе может реализовать логистический потенциал Южного Кавказа, и поспособствует существенному увеличению объёма интра-регионального транзита и торговли.

«АРКА» - Сформировались ли уже планы на будущий год?

А.Ф. – Мы – здесь, с нашими армянскими партнерами, с партнерами в регионе. Наша цель – проводить качественный мониторинг, давать экспертную оценку ситуации, поддерживать качественные отношения с клиентами и далее укреплять устойчивое развитие на Кавказе и в Центральной Азии. -0-


Читайте новости первыми и обсуждайте их — в нашем Telegram


Метки: Новости Армении АМИ Новости-Армения

Related Posts